
Механизм абразионного воздействия волн и прибоя на слагающие берег породы весьма разнообразен. Заметную роль играет гидравлический удар прибоя, но для пород I—IV классов она невелика, так как пределы прочности этих пород значительно выше тех давлений, которые достигаются при ударе штормового прибоя. Так, например, известно, что во время очень сильного шторма в Дьеппе (Франция) гидравлический удар прибоя о клиф составил 6,9 кг/см
2, тогда как предел прочности в гранитах и известняках в 10—15 раз больше. Значительно эффективнее действует бомбардировка клифа частицами — обломками горных пород, а на бенче важную роль играет также истирание его поверхности обломками. Г.А. Сафьяновым (1973) была определена толщина слоя породы, отделяемого от поверхности породы при ударе с критической скоростью движения бомбардирующего обломика — от0,30 до0,14 мм и обьем удаляемого при этом материала для различных пород — от О,10 до 0.02 мм
3.
Для абразивного воздействия небезразлична величина обломков, которыми бомбардируются или истираются стенки клифа или поверхности бенча. Гигантские глыбы или валуны не могут эффективно перемещаться, и их абразивное воздействие практически равно нулю. Очень мелкие частицы также не только не производят разрушение, но и сами не окатываются. По этому признаку и можно определить предельные размеры частиц, которые практически не создают абразивного эффекта. По расчетам Г. А. Сафьянова, эта величина составляет 0,26-0.56 мм.